Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Газета «Восточно-Сибирская правда» от 11.11.2014 Объединение ради сохранения

Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации объединяется с Иркутским авиационным колледжем. Решение об этом уже принято на уровне МГТУ ГА и согласовано в Министерстве образования и науки РФ. Слияние двух учебных заведений позволит, с одной стороны, создать в Иркутске крупный центр подготовки авиационных специалистов, о котором областные и местные власти говорят с момента ликвидации ИВВАИУ, а с другой, станут гарантией сохранения филиала университета и колледжа в условиях, когда ужесточаются требования к учреждениям высшего и среднего профессионального образования.

 

Условия, в которых учебным заведениям приходится работать в последние годы, делают неизбежным курс на укрупнение. Нередки ситуации, когда региональные университеты, институты, колледжи или техникумы примыкают к федеральным структурам на правах филиалов. Столицу Приангарья это тенденция не обошла стороной. "В 2005 году, когда я работал в должности около года, руководитель Иркутского авиационного технического колледжа, бывший штурман Валерий Аполлонович Никифоров выступил с предложением: "Вы готовите инженеров, мы, более приземленные, учим техников. Почему бы нам не объединиться?", - рассказывает проректор по работе с филиалами Московского государственного технического университета гражданской авиации, директор Иркутского филиала МГТУ ГА Олег Горбачев. Подобная инициатива снизу выглядела необычной, но обстановка располагала к тому, чтобы претворить ее в жизнь: многие средние специальные учебные заведения в тот момент переходили на баланс регионов и муниципалитетов, которые, в силу ограниченных возможностей бюджета, вынуждены были закрывать те из них, чьи выпускники не были слишком востребованы на рынке труда. К разряду последних относились те, кто готовил авиационных техников - спрос на них не столь высок, как предложение.

foto-obedinenie

"Подобная перспектива внушала опасения, потому что подобный процесс в масштабах страны привел бы к разрушению системы подготовки тех специалистов, которые, условно говоря, крутят гайки, готовя самолет к полету, - продолжает наш собеседник. - Так что мы подумали и и решили: нужно брать средние специальные учебные заведения под крыло мощных вузов, чтобы их можно было сохранить". Первенцем стал Иркутский авиационный технический колледж, в 2009 году получивший статус филиала МГТУ ГА. Таким же образом впоследствии распределили еще 13 средних специальных учебных заведений, которые стали подразделениям вузов, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта, - Московского государственного технического университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации.


Путем первопроходца по стопам ИВВАИУ

В Иркутске, где впервые в России такого рода колледж перешел под крыло университета федерального уровня, пошли еще дальше, решив создать на базе двух филиалов МГТУ ГА одно учреждение образования, где бы одновременно обучались курсанты и студенты. С одной стороны к этой подтолкнули соображения экономии и престижа - затраты на работу одного учебного заведения меньше, а статус института имеет больший вес в глазах абитуриентов и работодателей. С другой, Министерство образования и науки РФ постоянно повышает требования к учебным заведениям, а Рособнадзор пристально следит за их неукоснительным соблюдением. Так, в ходе мониторинга эффективности организаций высшего образования за 2014 год, который ведомство проводило относительно недавно, Иркутскому филиалу МГТУ ГА указали на отсутствие необходимого количества учебных площадей - по большей части формальный критерий, напрямую не влияющий на качество образования и квалификацию выпускников. Пусть до запрета набора абитуриентов, о котором поспешили написать федеральные СМИ, дело не дошло, сигнал оказался тревожным. "Мы понимаем, что в следующем году или через год такой же мониторинг будет проводиться и среди организаций среднего специального образования, - отмечает Горбачев. - Зная требования, которые предъявляет Минобрнауки, можно предположить, что большинство колледжей не пройдет". Исходя из этого, возникло предложение объединить два Иркутских филиала МГТУ ГА. Ректор университета его поддержал, его позицию разделили и в Росавиации. Проект приказа о слиянии двух учебных заведений был направлен в Минобрнауки, где ///// был подписан 10 октября.

Предполагается, что новый вуз, получивший название Сибирского авиационного технического института - филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации, заработает с 1 января 2015 года. В состав его факультетов будут включены кафедры и цикловые комиссии, сотрудники которых будут отвечать за подготовку, соответственно, инженеров и техников. Подобная схема не является принципиально новой - в Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище, ликвидированном в 2009 году, когда-то одновременно учили специалистов и с высшим, и со средним профессиональным образованием. Кстати, сейчас в обоих филиалах МГТУ ГА работает немало бывших преподавателей из ИВВАИУ, которые представляют себе специфику работы учебных заведений разного уровня под одной крышей. "Нужный опыт у нас есть, лицензию на обучение специальностям среднего специального образования мы получили несколько лет назад, резюмирует Горбачев. - Таким образом, вся процедура перехода преподавателей с курсантами и передачи имущества будет происходить очень мягко".

После объединения количество студентов и курсантов Сибирского авиационного технического института в совокупности составит около тысячи человек, что сопоставимо с показателями Иркутского государственного медицинского университета или Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. Учиться они будут на трех факультетах. В довесок к уже имеющимся в филиале МГТУ ГА факультетам эксплуатации летательных аппаратов и авиационных систем и комплексов присоединят факультет сервиса на транспорте: в колледже на нем готовят бортпроводников, сотрудников служб охраны и т. п, а после объединения здесь же будут учиться специалисты с высшим образованием - менеджеры на воздушном транспорте. Для курсантов, в свою очередь, появится новая специальность - техник по авиационному радиоэлектронному оборудованию. "Пока их за Уралом не готовят, только в Кирсанове [Тамбовской области], откуда той же авиакомпании "ИрАэро" приходится принимать специалистов на работу", - поясняет директор Иркутского филиала МГТУ ГА. В столице Приангарья есть перекос в другую сторону - в местном колледже готовят слишком много авиамехаников, лишь 56-57% которых после выпуска находят работу по специальности. Поэтому со следующего года их набор планируют сократить со 140 до 115 человек, выделив 25 мест для обучения техников по АРЭО.

Несмотря на все позитивные перемены, которые несет слияние двух учебных заведений, не обойдется оно и без негативных последствий. Помимо административных работников при объединении придется сократить некоторую часть преподавателей Иркутского авиационного колледжа. Зато получится сохранить само учебное заведение, пусть и в ином статусе, а зарплату тех, кто перейдет в институт, подтянут к тому же уровню, что и у преподавателей высшей школы. Плюс к тому, новое учебное заведение будет единственным в Сибири и на Дальнем Востоке, способным похвастать наличием трех современных авиатренажеров, доступ к которым будет у курсантов со средним специальным образованием. К тому же, какие-то дисциплины них смогут читать институтские преподаватели. "Мы надеемся, что до конца календарного года все необходимые процедуры будут завершены, - делится собеседник издания планами на ближайшую перспективу. - Учебный процесс прерываться не будет, те преподаватели, которые ведут занятия в колледже, продолжат их вести, аудитории останутся теми же. Дипломы останутся теми же, ведь выдавать их будет филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, сменится разве что его эмблема. Изменения произойдут только в начале следующего учебного года, когда появится новая специальность по среднему профессиональному образованию".

 

http://www.vsp.ru/economic/2014/11/11/548633 - ссылка на материал.